Интернет-магазин комиксов и интеграция с Ozon

Можно ли представить современный интернет-магазин в виде закрытой системы, как это было лет десять назад? Представить можно, но эффективность работы такого магазина в лучшем случае будет низкой, а в худшем просто убыточной.

Сегодня во главе интернет-торговле стоит принцип открытости систем для интеграций и стремление к максимальной автоматизации. Ведь рынок насыщается, издержки на продвижение растут и нужно стремится к снижению постоянных затрат за счет уменьшения стоимости транзакций.

Запустить магазин в сети становится простым действием и относительно не дорогим. А главные сложности и постоянные затраты начинаются в его продвижении и сопровождении.

Проект магазина комиксов и манги, который мы реализовали, взял старт с маркетплейса. Их сейчас на российском рынке пять самых заметных: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, СберМегамаркет, KazanExpress

Для молодого магазина размещаться сразу на всех дело слишком затратное, поэтому обычно выбирается один маркет для старта и далее с ростом можно подумать и о других площадках для размещения. Выбирать надо, отталкиваясь от затрат и издержек, так как аудитория и функционал у всех плюс/минус одинаковый. Наш клиент выбрал Ozon по простой логике – в их городе это единственная компания, которая имеет площадки для отгрузки. У других надо было бы везти продукцию на отгрузку в соседний город, что кратно увеличивало издержки.

Продажи пошли, налажена была базовая система работы с карточками товаров, с процессом продвижения, упаковки и отгрузки.

На определенном уровне появилась потребность создать свою площадку. Это определилось стратегией компании, в рамках которой нужна была возможность застраховаться от зависимости одного канала продаж.

Бизнес-процессы при разработке интернет-магазина

Перед тем как начать создание, нужно было продумать бизнес-стратегию, в рамках которой появление новой площадки не должно было кратно увеличивать издержки.

Главным вопросом по затратам стало наполнение каталога контентом. Этот аспект часто недооценивают, но именно он в растущем магазине является одним из очень затратных. Простая математика, если на одну карточку товара тратить по 20 минут времени, то при ассортименте в 1000 позиций это превращается в 333 часа. Даже если мы загрузим одного сотрудника работать над этим контентом, то он потратит не меньше двух месяцев чтобы наполнить каталог. Его зарплата и будет этими издержками, плюс на два месяца смещается старт магазина. А если мы потом будем увеличивать линейку ассортимента?

Логичным итогом стало решение брать уже созданный каталог на Ozon. Мы его по API подтянем на свой сайт, получим все основные характеристики, описания и конечно фотографии.

Далее встал вопрос учета остатков. Вести их в нескольких системах вопрос нецелесообразный, тем более что при росте продаж надо оперативно поддерживать актуальную информацию по доступному количеству. Решили вести базу остатков на стороне Ozon, так как в текущем моменте это основной канал продаж и там при заказе отсутствующего товара применяются штрафы, в отличии от молодого магазина, на который при запуске еще и мало людей заходит.

Последний большой вопрос по процессам встал по теме доставки. На маркетплейсе схема налажены с минимальными тарифами, который можно спрогнозировать и заложить в стоимости. А как отправлять со своего интернет-магазина? В поиске решений нашли вариант со СДЭК – его мы уже внедряли на других магазинах, поэтому смогли внедрить его на сайт быстро и по налаженной схеме. При необходимости можно будет позже добавить еще альтернативные службы доставок, такую возможность заложили на сайте.

Создание дизайна и юзабилити интернет-магазина

Мы изучили всех ключевых игроков на этом рынке. Сложилось впечатление, что большинство делают главный упор на оффлайн точках торговли, так как их интернет-витрины все очень простые и типовые, словно сделаны под копирку и меняется только логотип. И, если им это еще позволительно – они большие и уже известные со своей аудиторией, то молодому магазину это не позволительно и он просто утонет на фоне конкурентов.

При разработке внешнего виды мы вдохновились и создали своего рода «Кинопоиск» в мире комиксов и манги. Мы сами фанаты таких книг и нам хотелось дать возможность пользователям погрузится в этот интересный и яркий мир.

Структуру сайта продумывали с учетом популярных сценариев, чтобы пользователям было удобно находить книги, собирать коллекции и подборки конкретных авторов.

Важным моментом было создание мобильной версии сайта, чтобы она была похожа на мобильное приложение – такой же удобной и функциональной.


Кроме всех основных составляющих интернет-магазина мы попытались добавить ощущения «своего места», где бы клиенты не просто покупали классные книги, но и обзавелись своим уголком, где бы собирали виртуальные коллекции купленных и желаемых книг, чтобы могли делиться своими впечатлениями и прочтенном. В конечном итоге это помогло бы другим покупателям в выборе, а нам владельцу магазина в планировании будущих закупок.

Резюме

Сегодня рынок интернет-торговли не такой как был 10 лет назад. При создании интернет-магазина важно учитывать не только техническую часть, но и бизнес-процессы, а также на уровне разработки уже прогнозировать маркетинг и интеграции с внешними системами, так как именно это основная статья затрат при обслуживании интернет-магазинов.