Онлайн-образование сегодня совершает невероятное ускорение по всему миру. Катализатором этого процесса стала сложившаяся ситуация со всемирной самоизоляцией. Однако, разработку таких кейсов мы начали еще давно и проект, о котором сегодня будем рассказывать, открыл свои двери примерно год назад.

Этот сайт в процессе развития претерпел ряд итераций по улучшению и оптимизации, так как эта компания по факту является стартапом и еще не обрела устойчивой финансовой модели работы. В такой ситуации ключевым является запуск с минимальным жизнеспособным продуктом (MVP), получение отклика от целевой аудитории и корректировка курса развития до того момента пока не будет найден верный путь олицетворенный стабильным денежным потоком от клиентов.

Мы не будем рассказывать все детали проекта, расскажем только про самые интересные, и те которые не представляют собой коммерческую тайну.

Образовательная система и маркетинговые инструменты

Не для кого ни новость, что создать продукт легче чем его продвигать. И с каждым годом компаний становится все больше и больше, а следовательно и конкурентов. И если в оффлайн бизнесе, кроме всего прочего, важную роль играет местоположение и близость к клиенту, то в онлайн все конкуренты равноудалены от своих покупателей. Поэтому все новые проекты, которые сегодня создаются, обязаны понимать как они будут свой продукт продвигать и продавать.

На данном проекте этот момент технически реализован таким образом, что в нем с одной стороны есть необходимый инструментарий для маркетинговой активности - создания лендингов, форм заявок и прочих рекламных "крючков". А с другой стороны собрана система для построения и публикации образовательных курсов.

Вся эта комбинация имеет единую систему управления, что позволяет владельцу экономить большое количество ресурсов на адаптацию к рынку. Этот момент часто критичен для стартапов и так же важен для устоявшихся компаний, ведь шатнуть маятник может в любой момент.


Приведем простой пример. Если вы использует разрозненную сеть лендингов и площадок обучения, то простые изменения в программе обучения часто приводят к тому, что вам надо менять данные в нескольких местах. С центральной системой этого не произойдет - вы в одном месте скорректировали программу и она поменялась сразу и на лендинге и в личном кабинете ученика. Особенно это заметно когда у вас становится много программ, а следовательно и много разнообразных промо страниц, где нужно следить за актуальностью содержания.

Поняв общую концепцию проекта, давайте поговорим о некоторых отдельных деталах.

Платформа как геткурс (getcourse)

Геткурс является достаточно разрекламированной площадкой для запуска образовательного проекта и не удивительно, что многие наши клиенты ориентируются на нее как на пример. "Как на геткурсе" - фраза которую мы часто слышим от заказчиков.

Хотя площадка не единственная и, к примеру, Бизон365 имеет так же много положительных отзывов от пользователей и тоже часто используется не только для проведения вебинаров и мастер-классов, но и для создания полноценный курсов с уроками.

Но мы сейчас не о том какая платформа лучше, тем более что их далеко не две, а намного больше. Мы о том, что повторить функционал любой из них достаточно не сложно в частном порядке. Тем более сейчас, когда системы управления сайтом так быстро развиваются, а разработчики, как мы например, получают огромное количество опыта от работы с разными клиентами из этой сферы.

Итак, у нас было задание повторить определенный функционал системы Геткурс, но со своими индивдуальными доработками, которые не возможно сделать на общей облачной платформе.

Мы создали своеобразный конструктор обучающих программ. Сначала наш клиент создает курс, затем в нем создает необходимые уроки. Далее внутри урока он может оперировать разными видами контента, сначала загружая их в урок, а затем собирая визуальными кусочками в том виде, в котором хочет продемонстрировать конечному пользователю.


Контент может быть в виде текста, изображений, файлов презентаций или видео. По последнему стоит отметить, что можно размещать внутри урока как уже готовые видео с ютуба, так и вести вебинары с прямыми трансляциями через ютуб внутри урока. Нет только автовебинаров, но это потому что такой задачи перед нами не стояло, хотя в перспективе сделать это тоже можно на данном проекте.

Коммуникация с учениками

Двухсторонняя связь поддерживается с помощью нескольких инструментов. Среди основных - блок для выполнения домашней работы, где по итогу урока учений отвечает на разные вопросы, а преподаватель проверяет усвоение материала.

Вторым блоком являются комментарии - где можно общаться не только с учителем, но и с однокурсниками.

Функционал для домашней работы так же сделан по принципу конструктора. Учитель создает вопросы, выбирает их тип и способ ответа - например, это может быть открытый вопрос, а может выбор одного из вариантов ответа. Потом все эти задания группируются и привязываются к конкретному уроку.

Когда ученик проводит самостоятельную работу, все его ответы видны внутри системы управления сайтом и там же можно ставить отметки и добавлять комментарии по каждому вопросу.

Платежная система и данные клиента

Подключение системы оплаты достаточно тривиальная задача и относительно простая. Оплаты идут через Яндекс.Кассу, на сайте ведется реестр платежей связанный с карточками покупателей. Так что владелец сайта знает кто и за что оплачивал. На базе этих данных далее можно будет легко строить графики для анализа эффективности продвижения и рекламы.

Кроме этого, интересным был факт, что наш клиент вышел за рамки страны и начал осуществлять продажу своих курсов иностранцам. Для этого мы не делали ровным счетом ничего дополнительного, так как Яндекс.Касса позволяет включить такой функционал - достаточно просто написать запрос в их сервисную поддержку. После этого первый клиент из США смог произвести оплату и получить доступ к курсу.

По мимо самих курсов была сделана гибкая система ценообразования. Это потребовалось по причине разных вариаций продаж. Где-то продается весь курс, а где-то отдельные уроки. Еще есть и сопутствующие продукты дополняющие основной или предшествующие его покупке.


Система продвижения

Для продвижения образовательных программ есть определенный минимальный набор инструментов. С их помощью создаются так называемые автоворонки продаж, когда из большего числа потенциальных клиентов система в автоматическом режиме доводит некоторую их долю до покупки.

Наша задача была сделать техническую часть этой работы на основе макетов, которые нам присылал заказчик от своего дизайнера. При сборе посадочных страниц мы использовали собственный блочный конструктор. Он позволяет быстро собирать сверстанные страницы из заготовленных визуальных блоков и адаптировать их под разные продукты.

Интеграция с mailerlite.com

Собираемые данные из лид-магнитов передаются в автоматическом режиме в систему рассылки, где распределяются по определенным группам, фиксируя интересы потенциальных покупателей. Далее эти email адреса используются в тригерных рассылках. Для защиты от фейков на сайт была добавлена система подтверждения email адреса. В противном случае база рассылки была бы забита кучей адресов от роботов-спамеров.


В mailerlite есть достаточно удобная система взаимодействия через API. а так же автоматизированная система сценариев. Это позволяет убрать ручной труд из процесса рассылки. Когда сайт передает сервесу mailerlite данные подписчика, он сохраняет его в определенную группу и сразу запускается автоматический сценарий - например, отправляется письмо с информацией об акции.

Резюме

Разработка образовательной системы емкий труд, в котором большую роль играет опыт разработчика в данной сфере. У нас он есть благодаря работе с разными клиентами из этой сферы и личному опыту руководства нашей компании в запуске образовательных коммерческих проектов, а так же продажи обучающих корпоративных программ на рынке b2b.

Если вы хотите запустить свою онлайн-школу и вам нужна технически подкованная команда, мы будем рады поделиться с вами нашим опытом и уменьями в этом направлении.