Как наполнить каталог товаров в интернет-магазине?

В нашем заголовке очень емко сформулирована насущная проблема новоиспеченных владельцев интернет-магазинов. Осознать ее в полной мере можно только столкнувшись с ней воочию. Поэтому, если вы планируете создать свой онлайн магазин или уже начали это делать, но при этом еще не спланировали процесс заполнения своего каталога, то этот материал будет для вас полезным.

Начнем с определения объемов работы. Мы видели совершенно разное количество номенклатуры у наших клиентов. Условно разделяем их на три группы, чтобы легче было определять стратегию по работе с ними. Некоторые инструменты не подходят или не рентабельны для определенной группы, поэтому стоит определить к какой из них относится ваш бизнес.

Первая группа — это малые магазины. Если в каталоге не более 500 позиций, то в масштабах интернета, это маленький магазин. Работать с их каталогами достаточно легко и просто, хотя для удобства автоматизации можно применять и более продвинутые инструменты.

Вторая группа – это магазины средних масштабов. Условный лимит мы ставим в 5000 товаров в каталоге. Помимо того, что скорее всего работу по наполнению тут стоит автоматизировать, так же стоит учитывать потребность в чуть более емких ресурсах хостинга чем в первой группе и, как правило, сам по себе каталог скорее всего будет иметь больше сложных связок и наборов характеристик.

Последняя, третья категория — это большие магазины, где количество номенклатуры более 5000. Тут безусловно требуется системный подход к управлению каталогом и соответствующие ресурсы хостинга. Без автоматизации процесса у вас вряд ли получиться поддерживать актуальные данные по ценам и остаткам у нескольких десятков тысяч товаров, тем более если у вас еще есть розничные точки продаж или вы получаете эти данные от одного или нескольких поставщиков.

Структура каталога

Определив категорию своего магазина, вам будет проще спланировать процесс наполнения, но для качественного эффекта стоит уделить внимание планированию структуры. Обычно, когда говоришь об этом, первое что приходит на ум это разделы/папки/категории товаров. Все верно это тоже относится к данной теме, но не заканчивается на этом. Следующим звеном являются характеристики товаров и этот момент некоторые владельцы магазинов осознают слишком поздно, что приводит к лишним расходам по доработке их сайта.

В чем же особенность характеристик? Все зависит от группы товаров, с которой вы работаете. К примеру, один наш клиент начал создавать свой каталог по продаже квадроциклов, снегоходов и другой мототехники. Создал категории и начал добавлять товары с фотографиями и описанием, в котором добавлял таблицу важных для продажи характеристик. Их он оформлял в виде удобной таблицы, чтобы было все наглядно. А потом, когда товаров стало много, он понял что ему нужен фильтр для подбора, но при текущей структуре сделать это не получилось, так как все параметры были внутри описания, а должны были быть сделаны отдельными свойствами, чтобы по ним можно было отбирать позиции и сделать удобный инструмент фильтрации. Более того, он усложнил себе задачу, редактируя таблицу с характеристиками у каждого товара, чтобы они были ровные и в одном стиле. В итоге потратил время и пришлось осуществлять дополнительные работы по корректировке структуры каталога.

Спланируйте список ваших характеристик. У каждой группы товаров как правило есть свои уникальные характеристики, но также бывают и общие, такие как "бренд" или "страна производитель". Далее определите какой тип будет иметь каждый параметр. Например, объем двигателя – это число в конкретной единице измерения. Это позволит использовать фильтр по диапазону - от и до. Другой пример, у книг есть свойство "автор", его лучше делать с типом справочника, так как может быть много книг одного автора и проще выбирать его из готового списка чем каждый раз снова писать его фио. Бывают параметры, где надо просто выбор "да/нет", например, у кофемашины капучинатор – есть или нет.

Третий важный в плане структуры момент, это продумать связи внутри каталога. Это будет влиять не только на удобство работы с сайтом для ваших посетителей, но и на эффективность продвижения вашего магазина в поисковиках. Допустим у вас товары разных брендов. Хотите сделать на сайте страницы для каждого бренда? На этих страницах можно сделать описание, добавить фото и вывести товары этого бренда. Если хотите, тогда необходимо это учесть при планировании структуры. Другой пример, вы продаете сантехнику и хотите, чтобы покупатель, открыв страницу с раковиной увидел так же блок с рекомендуемыми смесителями. Или пример с игрушками, если покупатель добавил в корзину машинку на радиоуправлении, то ему стоит порекомендовать добавить так же и батарейки к покупке. Чтобы все это работало необходимо грамотно продумать эти связи при планировании структуры.

Небольшой итог, на данном этапе у вас должен быть план по категориям товаров, список характеристик товаров с указанием типа каждой и план по возможным связкам товаров или категорий.

Способы наполнения

Ручное наполнение

Самый простой и понятный способ. Очень актуален в малых магазинах. Иногда можно встретить в средних, и, в порядке исключения, бывает в крупных. Например, недавно мы рассказывали про проект сайта недвижимости, где вручную было наполнено несколько десятков тысяч позиций каталога. Для этого работал штат менеджеров из 8 человек, и они смогли это сделать за пару месяцев.

В малых магазинах это решение идеальное, так как не требует особых затрат. К примеру, в нашем магазине готовых сайтов меньше 50 позиций, и мы все делаем вручную – добавляем и обновляем их. Времени тратиться мало и это может делать любой наш специалист. Если у вас каталог большой, то можно или нанять отдельного специалиста для этого или добавить в должностные обязанности существующему. Процесс аналогичный контролю ассортимента в обычном магазине.

Полуавтоматическое наполнение

Когда каталог у вас большой, а штата недостаточно или расширять его не рентабельно, тогда необходимо искать другие варианты решения. Существуют варианты, когда один специалист может загружать товары в больших объемах, а не по одному как в ручном способе.

Процесс может выглядеть примерно так. Поставщик предоставляет вам excel файл со списком товаров с ценами и характеристиками. Вы или ваш сотрудник в системе управления сайтов загружает его через специальный модуль. Возможно, еще делает какие-то настройки до загрузки или после. Удобство в том, что при примерно одинаковых временных затратах таким способом можно загрузить хоть 500, хоть 5000 товаров. И делать это может один специалист.

Безусловно, это более продвинутый способ чем ручной, но стоит учесть некоторые моменты. Формат файла от поставщика – они все бывает разные и все усложняется, когда их несколько у вас. Наличие необходимого модуля – есть готовые модули, которые можно купить или просто установить, но если такого нет, то потребуется заказывать его разработку.

Еще пример полуавтоматического способа это инструмент для массового добавления товаров. Например, в недвижимости у новостройках можно добавлять сразу пару десятков однотипных квартир с одинаковыми характеристиками. Однако вероятнее всего такой инструмент потребуется разработать, если не найдете какое-то готовое решение.

Автоматическое наполнение

Этот способ просто незаменим в больших магазинах, но часто не рентабелен в малых. Так как для его реализации, как правило, требуется создавать свою систему импорта. Мы ранее описывали несколько подобных кейсов – интеграция с поставщиками на сайте шин и дисков, и интимных товаров.

В этом способе так же могут использоваться файлы поставщиков, только в отличии от полуавтоматического, они забираются и полностью обрабатываются самостоятельно. Иногда по несколько раз на дню, чтобы поддерживать данные по остаткам и ценам в актуальном состоянии.

Кроме этого, может быть сделана интеграция с вашей 1С, где есть каталог или с другой учетной системой (например, Мойсклад).Тем самым создается система централизованного учета.

Есть еще способ – это сбор информации со сторонних сайтов без их ведома. Это называют емко парсинг. Однако этот способ на грани закона, а в некоторых случаях скорее выходит за его рамки. Плюс он не стабильный, так как запросы при большой частоте могут блокироваться или может менять структура получаемых данных. Но в некоторых случаях этот вариант тоже имеет место быть.

Сторонние подрядчики

Существуют компании и фрилансеры, которые профессионально занимаются наполнением каталогов в интернет-магазинах. У них часто есть доступ к сторонним или своим базам данных товаров и они могут взять на себя эту работу, чтобы быстро наполнить вам каталог.

Резюме

Как в итоге выбрать подходящий вам способ? Надо все посчитать. По временным и денежным затратам. Частой ошибкой является не брать время в учет. Представьте, что у вас 1000 товаров и ваш сотрудник может добавлять только по 100 за полный рабочий день при условии, что больше ничем не занимается. Тогда только через 10 дней у вас будет полный каталог. А если информации по товарам много, и он будет успевать только по 25 позиций в день добавлять?

С другой стороны, если каталог небольшой и постоянный мониторинг остатков и цен не требуется, то часто дешевле использовать ручной или полуавтоматический способ, так как разработка системы импорта финансово может быть не рентабельной.

Появились ли у вас новые вопросы после прочтения данной статьи? Пишите нам в чат – мы с радостью вас проконсультируем.