Как вы думаете, надо ли клиенту, заказывающему разработку сайта, понимать основы этого технологического процесса? Кто-то скажет, что есть профессионалы разработчики - пусть они решают какие технологии использовать для решения поставленной задачи. И отчасти это утверждение будет верным. Но что, если понимание некоторых основ, позволит вам в перспективе сохранить огромное количество времени, а их незнание привести к крупным убыткам?

Одной из таких основ является система управления сайта (она же движок) или сокращенно CMS (Content Management System). Что это и какие бывают виды систем управления? Об этом данная статья.

Зачем нужна система управления контентом (CMS)?

Первый вопрос, который обычно появляется, зачем эта штука? Ответ очень простой – чтобы владельцу и его сотрудникам было легко и удобно управлять сайтом. Редактировать тексты, загружать картинки, управлять каталогом, новостями и многим другим. И главное, что для всех этих процедур не требуется особых знаний, кроме умения работать с компьютером на уровне пользователя.

Для наглядности, вот так можно поменять текст у товара без системы управления:


А вот так с ее наличием:


Из иллюстрации видно насколько она упрощает работу. И это лишь малая часть того, что могут современные движки.

Основные виды CMS

Можно выделить 3 ключевые группы, из которых будущий владелец сайта может выбирать

1. Облачные системы управления (SaaS)

Это онлайн платформы, которые позволяют запустить сайт без установки и покупки хостинга. Вы просто регистрируетесь и создаете свой сайт используя доступные в данной системы блоки и возможности оформления.

Это отличный вариант для новичков и для очень простых сайтов. Работая с такими инструментами вам не потребуется программист или дизайнер, все можно сделать самому.

Самое главное такие сайты запускаются очень быстро. Можно за пару часов сделать интернет-магазин и сразу приглашать на него клиентов.


Стоимость таких систем как правило низкая и разделена на ежемесячные платежи. Бываю даже совсем бесплатные варианты, но они как правило ограничены по возможностям.

Главным недостатком таких платформ, является ограниченность функционала, с которым часто сталкивается растущая компания. Когда ваш сайт становится важным звеном в системе продаж, он требует постоянных обновлений и улучшений. В какой-то момент владелец компании понимает, что развиваться в таких ограниченных возможностях не получается и переходит на другой уровень.

2. Коробочные системы управления

Это более профессиональный уровень разработки. В этом случае сайт клиента запускается на системе с открытым исходным кодом, что позволяет в любой момент сделать модернизацию под индивидуальнее нужды компании. Выбирая такой вариант, можно начать с базового функционала и в процессе развития бизнеса заниматься улучшением сайта как в визуальном, так и в техническом плане.

Стоимость таких систем очень разнообразна. Бывают как совсем бесплатные, к примеру, Wordpress или MODx, так и платные. Причем коммерческие движки имеют градацию по стоимости в зависимости от набора функциональных модулей. Например, базовая версия Битрикс.Старт стоит 5400 руб. а полнофункциональная Битрикс.Бизнес 72 900 руб.


Еще пример популярной CMS – начальная версия NetCat стоит 5900 руб., а полнофункциональная 44 900 руб.

На коробочных системах так же, как и на облачных, можно запускать сайты быстро. Для этого можно использовать готовые решения, которых становится все больше и больше. А можно вести долгую разработку по индивидуальному проекту, которая нередко длиться по несколько месяцев.

Что же подходит вам?

Смотреть надо исходя из задач и планов на будущее.

Если вам надо личный сайт, или небольшой сайт визитку или мини-магазин – то смотрите в сторону облачных систем. Они просты, удобны и имеют весь базовый набор по функционалу.

Если же вы планируете развиваться и сайт у вас будет одним из ключевых центров в маркетинговой стратегии, тогда однозначно нужно выбирать вариант с коробочной системой управления.