Начнем с определения Актива компании.
Не вдаваясь в научные определения, скажу, что Актив — это ресурс компании, который приносит ей экономическую выгоду (читай «прибыль»).
Актив может быть результатом производственного процесса или просто приобретен.
Каждый актив имеет рыночную оценку в деньгах и стоимость компании определяется суммой всех ее активов.
К активам относятся, например, объекты недвижимости, программное обеспечение (купленное или приобретенное), технологии, автомобили, сайты и т.д. Список может быть большим и разнообразным.
Теперь поймем для чего нам эти знания и какую выгоду из этого можно извлечь
Важно понять, что без хороших активов компания ничего не стоит.
Рассмотрим наглядный пример компании по ремонту квартир.
Пусть это будет некоторый собственник, который работает в съемном офисе, у него есть менеджер, занимающийся поиском клиентов и бригада специалистов выполняющие непосредственно сами заказы. Фирма работает и получает хорошую прибыль. Но какова реальная стоимость ее?
А стоимость практически нулевая. Ведь если все ее сотрудники уволятся, то ничего не останется. Вся деятельность фирмы завязаны на действиях нескольких людей, которых заменить будет не просто, если они решат уйти.
Как же такой компании повысить свою стоимость? Для этого добавим новые факты.
Эта компания в процессе своей деятельности приобретала на свой баланс разное ремонтное оборудование, которое не только использовалось штатными мастерами, но и сдавалось в прокат. В итоге спустя некоторое время у компании было два прибыльных направления, это сами ремонтные работы и сервис по прокату ремонтного оборудования и инструмента с хорошим ассортиментом.
Сколько в этом случае будет стоить компания? Значительно дороже, так как:
- на ее балансе много разного дорогостоящего оборудования;
- имеется работающий сервис проката, про который знает широкий круг клиентов среди, которых есть и постоянные;
- компания не завязана на одном виде деятельности, что дает ей большую устойчивость на рынке;
- даже если все сотрудники уволятся, оборудование никуда не денется и точка проката тоже, поэтому можно будет просто нанять нового человека на это направление, ведь тут не нужна особая квалификация сотрудника
Резюмируем что же нам дадут активы:
- дополнительные каналы получения прибыли;
- повышение стоимости самой компании;
- основу для роста фирмы
Очевидно, что понимание того как имеющиеся активы компании влияют на ее деятельность, позволяет нам продумать план по ее росту. И заниматься не только текучкой, но и решать вопросы по долгосрочному планированию, чтобы определить какие активы создавать и какие ресурсы для этого необходимы.
Начинаем работу с активами компании. Первые шаги.
Первое с чего стоит начать - это составить список возможных активов для вашего вида деятельности. Тут необходимо проявить всю предпринимательскую смекалку. Список конечно же будет дорабатываться в процессе, но важно написать начальные возможные варианты.
Несколько примеров по разным отраслям:
Для фотографа активом может быть создание собственной фотостудии, в которой он сам будет работать с моделями, а также сдавать ее в аренду другим коллегам по цеху.
Для компании по разработке сайтов, активом могут стать тиражные продукты — готовые сайты, онлайн сервисы или модули по подписке.
Для интернет-магазина активом может стать организация собственного производства какого-то вида продукции.
Для консалтинговой компании, активом может быть издание книг в рамках ее компетенции.
Для студии детского творчества, может быть создан интернет-магазин с разными товарами для этого творчества.
И так далее. Примеров тут достаточно много можно придумать.
После того как определены варианты развития и просчитана их экономика, начинаем формировать инвестиционный фонд.
В этот фонд откладываем некоторый процент от прибыли текущей деятельности и далее инвестируем эти деньги в выбранный актив.
Если для создания актива не нужны деньги, а надо просто время для разработки или, что чаще, и деньги, и время. Тогда надо так же определить какую долю времени от текущего процесса будет уделяться для создания актива.
Ну и последнее — это надо сделать.
Вообще компании, которые за долгое время не смогли создать или купить активы как правило и умирают такими же маленькими какими начинали. Если провести аналогию, то это как человек, который всю жизнь где-то работал, но не смог купить или построить себе дом жизни, а все заработанные деньги просто проел.
В заключении хочу добавить, что работа с активами — это постоянный процесс. Важно научится создавать активы компании и управлять ими, в эом и заключается ключевой навык бизнесмена.