Мы очень любим учиться. И сами по себе инструменты онлайн-образования нам нравится. Но иногда сталкиваемся с очень странными попытками создателей дистанционных курсов так красиво оформить продукт, что в итоге все сводится к обману.
На вопрос «почему?» приходит только один ответ – ради заработка. По нашему мнению, такие махинации подрывают доверие к рынку в целом и портят почву для его развития.
Давайте мы на одном из реальных примеров покажем как это происходит.
Записываемся на бесплатный курс
В одном из роликов на Youtube мы увидели рекламу, в которой предлагалось пройти 6 бесплатных курсов. Заходим на сайт и находим там вполне интересные программы на актуальные направления. Некоторые из наших сотрудников выбирают те, которые им по душе и записываются на них.
Для записи надо подписаться на рассылку Вконтакте. В целом практика стандартная – подписываемся и нам говорят, что уроки будут по расписанию и что записалось много участников. Радостные, мы ждем начала. До этого момента нам приходит несколько упоминаний, чтобы не забыли о старте курсов.
Проведение вебинара
В час Х нам приходит заветная ссылка на вебинар. По всем атрибутам и речи спикера нам транслируется, что это именно вебинар, а не запись. Задаются вопросы, просят ставить плюсики и даже читают ответы из чата. Все максимально правдоподобно. И нас действительно тут целая толпа – почти 500 человек!
Но оказалось, что нет.
Один наш сотрудник опоздал на начало и не найдя кнопки перемотки стал углубляться в код страницы, дабы найти возможность промотать в начало трансляции. Правая кнопка, конечно же, здесь заблокирована, но это не проблема для знающих людей – жмем F12 и ищем нужный элемент.
Находим ссылку на плеер в Youtube. Там можно вести вебинары, поэтому данный факт нас не удивил. Копируем ссылку, убираем параметры, которые скрывают управление плеером и узнаем, что это не вебинар, а все же запись. Как модно сейчас говорить – автовебинар.
Ну да ладно. Это не новость, уже привыкли. Хотя конечно осадочек то остался. Посмотрели видео урока. Оценивать его содержательную часть не будем, это вопрос другой. Куда более интересный факт, что на вебинаре не было той кучи народу, хотя организаторы убеждали в обратном.
Боты на вебинарах
Феномен ботов в образовательных площадках, на наш взгляд невероятное зло. Чистой воды обман, целью которого является манипуляция мнением реальных людей.
Спикер спрашивает – «ребята напишите откуда вы». И в чате летят сообщения- "я оттуда", "а я оттуда".
«А теперь скажите, кто считает наш материал полезным?». И полетели плюсики и огоньки, мол контент огонь, давайте еще.
В это время сидит реальный человек, видит, как все активно пишут и начинает тоже писать с чувством, что он такой не один. Все это, конечно же, полный абсурд. Когда вообще важно сколько людей вместе с тобой изучают то, что изучаешь ты? Ответ скорее один – когда тебе что-то хотят продать. Тогда зовут массовку, мол смотри ребятам нравится и они тоже покупают – давай с нами?
Если же ты действительно хочешь что-то узнать и найден хороший материал по данному вопросу, то тебе без разницы один ты его смотришь или таких как ты сто человек. А массовка ботов, по нашему мнению, это признак дешевого товара, которому хотят поднять цену.
Просматривая «вебинар» в записи, мы поняли, что те почти 500 человек, которые были указаны в чате, это все боты. Ведь реальное количество просмотров этого видео спустя час после завершения урока было всего 5. Счетчик ютуба не обманешь и если написано «пять просмотров», значит пять человек и смотрело его. А все остальные, кто фигурировал в чате - это были боты.
Честное онлайн образование
Такие ситуации всегда навевают дискуссию – зачем так делать? У всех кто это придумал наверняка есть аргументы и разумное объяснение, что это часть маркетинга и все такое. Продукт ведь есть и люди после просмотра видео сами выбирают покупать его или нет.
Но когда ты понимаешь эту кухню, то тебя не покидает ощущение, что присутствуешь на театральном представлении, а не на уроке. Словно главная цель "знания" подменяется новой целью – "показуха". И это в долгосрочной перспективе проигрышное направление.
По нашему скромному мнению, если компания показывает запись, то не надо это называть вебинаром. Или придумывать новое слово автовебинар. Никто не против, что уроки открываются в определенное время. Так и скажите "запись урока откроется в 19:00 и будет доступна сутки".
Так же, мы считаем, что чат-боты имитирующие слушателей в вебинарных комнатах нужно убрать как недоразумение и фейк. Не обманывайте своих реальных клиентов. Записалось 2 человека – ну и пусть. Дайте качественный контент и придет еще 222 человека. Или просто уберите чат и не показывайте сколько людей в комнате, зачем студенту вообще эта информация?
Резюме
Создавайте хорошие образовательные программы и используйте правильные инструменты для своего обучающего проекта. Тогда не только вы сможете преуспеть в этом деле, но сама отрасль будет развиваться в качественном направлении.
А если вам нужна помощь в вопросах как лучше создать и организовать продвижение вашего онлайн-проекта, то вы всегда можете обратиться к нам.